Internet содержит огромное количество данных на какие угодно темы и предоставляет широкий спектр услуг для получения информации. Особую популярность завоевывает относительно новый сервис Internet, т.н. "всемирная паутина" WWW (World Wide Web). Для доступа к этому сервису создан ряд программ-клиентов, таких как Mosaic, Netscape и др. Эти клиенты в виде как свободных, так и коммерческих версий реализованы для большого числа платформ, в т.ч. Linux, MS Windows.
Система WWW состоит из большого числа программ-серверов, выполняющихся на машинах сети Internet.
Совместно серверы WWW образуют распределенную базу данных сетевого мультимедиа гипертекста. Сервер наполняется информацией на какую-либо тему (скажем, "ОС Linux - передовая технология для всех"), включая образы фотографий, картин и музыки, шумов, речи. Далее пользователь через сеть Internet с помощью программы Netscape у себя на машине обращается к этому серверу по его адресу в сети. Пользователь видит вводный текст, в котором, как и положено гипертекстовой системе, выделены некоторые участки текста. Например, слова "Linus Torvalds". Достаточно щелкнуть по выделенному участку мышкой и раскроется его содержание - фото автора проекта Linux.
Если требуемой информации на данном сервере нет, то ссылка может привести на другой сервер WWW, который работает на другом конце мира. Соединение выполняется практически мгновенно (секунды) между континентами.
Сейчас во многих странах серверы WWW растут как грибы. В России тоже. Первым проектом такого рода стал сервер "Окно в Россию", созданный АО Релком и Ассоциацией Новых Экранных Технологий в мае 1994 г. Через этот сервер доступны экспозиции "Музеи Кремля", "Современное изобразительное искусство", сотни экспозиций в других странах.
Конечно, работа с WWW требует наличия "настоящей" сети связи, которая обеспечивает режим online, а не отложенную передачу, как в электронной почте.
В сервере WWW можно хранить данные и ссылки на данные других серверов на какую угодно тему, в т.ч. на научную или практическую. Это зависит только от фантазии разработчика и потребностей заказчика.
В мире существует огромное количество WWW серверов самого разного назначения. Без специальных средств ориентировка в этом гигантском складе информации просто невозможна. Решают эту проблему поисковые сервера, которые хранят миллионы ссылок на разные темы и производят поиск нужной ссылки по запросу пользователя.
В России к Internet можно подключиться через сеть Релком.
Широко распространено представление, что сервер - это главный компьютер и обычно работает где-то за стенкой, далеко; а клиент это обычно мы сами и наша машина, разумеется.
В данном контексте имеется в виду нечто другое. Сервер это программа, которая предоставляет сервис, т.е. получает запрос и дает ответ. Клиент - это программа, которая выдает запрос и получает ответ. В общем случае это роли, которыми программы могут поменяться по ходу дела. Одна и та же программа во взаимодействиях с разными партнерами может быть одновременно сервером и клиентом. Сервер может одновременно обслуживать несколько клиентов.
Современное понимание сети содержит три уровня:
Для DOS и MS Windows реализованы сетевые пакеты, которые поддерживают протоколы TCP/IP. Для того, чтобы сделать полноценный сервер этого маловато, но в роли клиентов программы DOS и MS Windows могут интегрироваться в сеть.
Локальная сеть состоит из ряда машин, которые используют общую магистраль данных. Например, Ethernet. Возможны и другие варианты, например, подключение машин через последовательные порты. Локальная сеть, как правило, ограничивается пределами здания.
Локальные сети связываются между собой, образуя глобальную сеть.
Самая большая глобальная сеть - это Internet. Она объединяет 45 000 подсетей.
Делать сеть - так настоящую. Пользователь у себя на предприятии строит сеть в стандартах Internet, в виде совокупности локальных сетей по корпусам, затем подключается к Internet (Релкому) и связывается по сети с родственными предприятиями. Обратите внимание, что при этом программа-клиент работает с программой-сервером совершенно одинаково, что на машине, где установлен сервер, что из другого корпуса, что из другого города и даже другой страны.
Это достигается, во-первых, за счет того, что Linux поддерживает стандарты открытых систем.
Во-вторых, в Linux есть большое число инструментальных пакетов, с помощью которых реализуется прикладная система клиент-сервер. Это СУБД, построители графических интерфейсов и пр. Эти пакеты свободны, поставляются в исходных текстах. Они генерируются из исходных текстов как для Linux, так и для десятков других платформ, в т.ч. коммерческих - Solaris, SCO, BSD*.
Например, СУБД Exodus, Postgres и др. Пакет для разработки интерфейса пользователя Tcl/Tk. Последний может использоваться как интерпретатор и как библиотека программных вызовов. Tcl генерируется на десятки платформ: Linux, BSDI, SunOS, Solaris, Ultrix, IRIX, AIX, OSF/1, HPUX, SCO Unix, Xenix, Dynix, UMAX, Unicos, A/UX, QNX, VMS, NextStep, Convex, DOS, MS Windows, OS/2, ...
Когда вам понадобится перенести прикладную систему на другую платформу, вы легко сделаете это, поскольку у вас есть не только исходные тексты вашей прикладной системы, но и исходные тексты использованных инструментальных пакетов, которые вы можете свободно прихватить с собой на законных основаниях.
Следует особо выделить роль Linux как платформы для знакомства начинающих разработчиков и пользователей с миром открытых систем. Во-первых, Linux это комфортная и полноценная 32-х разрядная ОС, по качеству сравнимая и в ряде аспектов превосходящая коммерческие ОС. Во-вторых, расходы, связанные с освоением Linux, во много раз меньше, чем в случае с коммерческой системой. И не надо платить за дополнительные подсистемы и пакеты программ, нет ограничений на число пользователей. При этом доступ к исходным текстам! И не в виде примера из учебника, а в виде текста реально работающей программы.
Результат - драгоценный опыт при минимальных затратах, который убережет от дорогих ошибок в сфере коммерческих систем.
Сервер X Windows выполняется на машине, где нужно отображать информацию. Часто к одной машине подключен один дисплей, но бывает и несколько. На одной машине может работать несколько серверов, каждый из которых обслуживает свой дисплей. Дисплей это клавиатура, мышка, планшет и т.п. в связке с монитором или несколькими мониторами (например, обычным и большим графическим).
Клиент это программа, которая посылает данные серверу для отображения в окне (окнах) на мониторе. И принимает данные от сервера, например, строку, введенную с клавиатуры. Клиент может выполняться как на той же машине, что и X сервер, так и на другой машине Internet.
Допустим, вы работаете на машине my_host и на одной из консолей запустили X Window System, т.е. X сервер. Затем, работая на другой консоли или в окне, вы загрузились в удаленную машину remote_host и хотите выполнить X приложение, т.е. прикладную программу, предназначенную для работы в X Windows. Для того, чтобы сообщить X приложению, что вы хотите видеть его окошки у себя на мониторе, достаточно ввести в удаленную машину команду
export DISPLAY=my_host:0.0
Если вы теперь вызовите X приложение, то оно по сети откроет канал связи с вашим X сервером на машине my_host, а не с X сервером машины remote_host, и отобразит все свои окна на вашем экране. Данные передаются по каналу связи между клиентом (X приложением) и X сервером таким же образом, как если бы они работали на одной машине. Сеть прозрачна и возникает иллюзия, что работа происходит на одной машине.
:0.0 это просто конкретные значения :<номер дисплея>.<номер монитора>, характерные для случая машины с одним монитором.
X Windows реализована на большом количестве машин различной архитектуры в различных операционных системах. Это дает возможность через сеть выполнять приложение на мощном (супер)компьютере, а видеть результат и управлять работой приложения на скромной персоналке. На своем мониторе можно одновременно открыть несколько окон - одно приложение на машине в Сан-Франциско, второе в Сиднее, третье в Париже - и работать с ними одновременно, перемещая мышкой (или программно) данные между ними.
Linux с X Windows на персональном компьютере представляет собой достойную внимания замену X-терминала.
Во-первых, это сравнительно недорогое решение. Даже в том случае, если в качестве дисплея использовать хороший 17-дюймовый монитор.
Во-вторых, это больше, чем просто X-терминал. Это универсальный компьютер, который одновременно можно использовать для решения широкого класса задач.
Существуют различные программные реализации X-терминалов для DOS и MS Windows. Это коммерческие системы, но все они сильно уступают по быстродействию и надежности системе X Windows в Linux.
Установив Linux в раздел DOS, и выкинув все лишнее, можно получить программный X-терминал, который загружается командой в DOS прямо из файловой системы DOS. Это займет около 10 MB на диске.
Загруженный по сети Linux работает с файловой системой через сеть.
В Linux имеется сервер Samba, который позволяет программам-клиентам через протокол SMB (Session Message Block) получить доступ к файловой системе Linux и принтеру, работающему в Linux. Это такие клиенты как LanManager для DOS, Windows for Workgroups, Windows NT, OS/2, Pathworks и многие другие. В пакет Samba входит и программа-клиент, которая позволяет получить из Linux доступ к файлам и принтеру в Windows for Workgoups, OS/2.
Протокол SMB выполняется поверх протокола TCP/IP.
Другой путь состоит в том, чтобы отдельную персоналку сконфигурировать как обычное рабочее место сети Novell, отобразив требуемые директории файлсервера на виртуальные диски. На этой же машине необходимо запустить в работу свободно распространяемый пакет SOSS (Son Of Stans own Server), который является сервером NFS и обеспечивает экспорт сетевых дисков Novell в сетевую файловую систему NFS.
Еще один путь состоит в том, чтобы выполнять в Linux эмулятор DOS, который обеспечивает поддержку сети Novell. Далее обычным образом, как в DOS, выполняются программы-клиенты для доступа к серверу Netware.
В Linux также имеются свободные клиент NetWare и эмулятор сервера NetWare.
В коммерческой системе Caldera Network Desktop, построенной на базе Linux, имеется полномасштабный клиент Netware версий 3 и 4.
[Назад] [Содержание] [Вперед]
Copyright © CIT