В соответствии с [1] , под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
Формирование режима информационной безопасности — проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на четыре уровня:
При формировании режима информационной безопасности следует учитывать современное состояние информационных технологий. Почти все организации ждут от информационных систем в первую очередь полезной функциональности. Компьютерные системы покупаются не ради защиты данных; наоборот, защита данных строится ради экономически выгодного использования компьютерных систем. Для получения полезной функциональности естественно обратиться к наиболее современным решениям в области информационных технологий, таким как Интранет. Значит, говоря о защите, следует иметь в виду прежде всего современные аппаратные и программные платформы. Важно учитывать следующие характеристики подобных систем:
Применительно к системам Интранет глобальная связанность означает, что речь идет о защите сетей, пользующихся внешними сервисами, основанными на протоколах TCP/IP, и предоставляющих аналогичные сервисы вовне ( Рис. 1 ). Весьма вероятно, что внешние сервисы находятся в других странах, поэтому от средств защиты в данном случае требуется следование стандартам, признанным на международном уровне. Национальные границы, законы, стандарты не должны препятствовать защите потоков данных между клиентами и серверами ( Рис. 2 ).
Из факта глобальной связанности вытекает также меньшая эффективность мер физической защиты, общее усложнение проблем, связанных с защитой от несанкционированного доступа, необходимость привлечения для их решения новых программно-технических средств, таких как межсетевые экраны (firewalls) (см. [1] , раздел "Экранирование").
Как бы зеркальным отражением глобальной связанности является территориальная разнесенность частей, составляющих современную корпорацию. Имеются в виду не только транснациональные концерны, но и компании средних размеров, располагающие отделениями в нескольких регионах России. Как правило, такие концерны и компании должны использовать для внутренних нужд глобальные сети общего пользования. Значит, необходимо обеспечить защиту потоков корпоративных данных, передаваемых по открытым сетям ( Рис. 3 ).
Разнородность аппаратных и программных платформ требует от изготовителей средств защиты соблюдения определенной технологической дисциплины. Важны не только чисто защитные характеристики, но и возможность встраивания этих систем в современные корпоративные информационные структуры. Если, например, продукт, предназначенный для криптографической защиты, способен функционировать исключительно на платформе Wintel, то его практическая применимость вызывает серьезные сомнения.
Корпоративные информационные системы оказываются разнородными еще в одном важном отношении — в разных частях этих систем хранятся и обрабатываются данные разной степени важности и секретности. Целесообразно в таком случае провести перегородки или, как говорят, внутренние политические границы, разделяющие сегменты разного характера ( Рис. 4 ).
Следствия использования технологии клиент/сервер для информационной безопасности, коротко говоря, состоят в том, что:
Важно, чтобы наличие многочисленных сервисов не противоречило простоте и удобству использования информационной системы. В противном случае, даже без попыток взлома извне или изнутри, будет трудно добиться устойчивой работы системы.
В Интранет-системах ключевым является Web-сервис, поэтому вопрос защищенности Web-серверов принципиально важен. Эти серверы должны поддерживать традиционные защитные средства, такие как аутентификация, разграничение доступа и подотчетность; кроме того, необходимо обеспечение новых свойств, в особенности безопасности программной среды и на серверной, и на клиентской сторонах.
Сведем воедино список упомянутых выше защитных сервисов, необходимых для обеспечения информационной безопасности Интранет-систем:
Таковы задачи в области информационной безопасности, возникающие в связи с переходом на технологию Интранет. Далее, в Разд. Концепции решения , будут рассмотрены концепции решения этих задач, а в Разд. Защитные средства Интранет — аппаратные и программные продукты, способные помочь при реализации концепций. Предполагается, что читатель знаком с работой [1] , где изложены основные положения информационной безопасности.
Позволим себе небольшое замечание. Существует очевидная тенденция сводить вопросы информационной безопасности к чисто техническим мерам и, более того, к какому-нибудь одному наиболее модному средству. В области сетевой безопасности таким средством, как правило, служат межсетевые экраны (firewalls). В данной работе сделана попытка более полного рассмотрения вопросов безопасности Интранет-систем. В то же время, исчерпывающий анализ проблем сетевой безопасности даже на концептуальном уровне требует многотомного труда, поэтому за рамками данной статьи остались многие важные темы, в первую очередь администрирование сетевых конфигураций и обеспечение их высокой доступности. Этим темам будут посвящены отдельные публикации.
![]() |
||
Концепции решения |
Copyright ╘ 1993-2000, Jet Infosystems |